НОВОСТИ ROSSIGNOL.RU

НОВОСТИ ROSSIGNOL.RU

0
Краткая историческая справка. В течение 2003 — 2006 года команда Горного клуба Института прикладной физики РАН, Нижний Новгород, провела спуски на лыжах и сноуборде с обеих вершин Эльбруса:

2005 год — спуск по классике
2004 год — cпуск с Восточной вершины Эльбруса на север вдоль скал Ленца
2004 год — cпуск с Западной вершины Эльбруса на север, впервые в мире
2006 год — спуск с Западной вершины Эльбруса на запад через Западное плечо Эльбруса и Южному гребню Кюкюртлю, впервые в мире

Состав команды:
В. Зорин
В. Шаханов
А. Малеханов
А. Боханов
Г. Боханова
Е. Зорин

Ровно три года назад был осуществлен «эльбрусский дубль». О спусках 2004 года и пойдет далее речь…

• 31 июля 2004 года команда Горного клуба Института прикладной физики РАН, Нижний Новгород, спустилась на лыжах (5 чел.) и сноуборде (1 чел.) с Западной вершины Эльбруса (5642 м) по северному гребню на ледник Уллукол.

• 2 августа осуществлен спуск с Восточной вершины Эльбруса (5621 м) на тот же ледник (вдоль скал Ленца).

Скучное введение

Если речь идет об Эльбрусе, большинство (из тех, кто хоть немного с ним знаком) вспоминает о Баксанской долине, видах со склонов Чегета, поселке Терскол и «Приюте 11», т.е. о южных склонах этой высокой горы. Развитая инфраструктура этого района позволяет подняться на Эльбрус почти каждому здоровому человеку при условии правильной акклиматизации, хорошей погоды и желания изрядно поработать ногами. Здесь и на лыжах катаются практически весь год, в основном, в районе верхней станции канатной дороги и ледника Гарабаши (около 4000 м). Первый спуск на лыжах с Эльбруса (с Восточной вершины) в сторону «Приюта 11», т.е. по наиболее популярному пути подъема, был осуществлен В. Гиппенрейтером еще в 1939 г.

Совсем иная ситуация на северных склонах Эльбруса: полное отсутствие дорог и гостиниц, не говоря уже о подъемниках. Скромным оплотом человечества здесь является полубочка «Северного приюта» (3800 м), размером немногим больше бочки Диогена, приютившаяся в 1994 г. на одной из северных морен. Отсутствие цивилизации, весьма суровый и неустойчивый климат затрудняют спортивное и уж, тем более, горнолыжное освоение северных склонов Эльбруса. Достаточно сказать, что только в 2004 году здесь пропали две туристические группы из Ульяновска и Киева. Но именно неосвоенность района притягивает тех, кто хочет прокатиться не просто по целине, а по склонам знаменитого пятитысячника, на которых вообще «не стояли лыжи человека». Идея спуститься на север с Эльбруса возникла у нашей команды еще в 1999 году, после успешного и уже не первого к тому году восхождения на эту вершину. Уж больно привлекательны (!) для горнолыжного человека огромные фирновые поля (перепад высот до северных морен около 1800 м), покрывающие ледовый купол Эльбруса, разорванные редкими ледопадами и скальными гребнями, и спускающиеся чуть ли не прямо в зеленые долины Карачаево-Черкесии. Однако по разным причинам реализация идеи откладывалась. В 2000 г. небольшая группа московских горнолыжников и местных спасателей впервые спустилась на лыжах с Восточного Эльбруса в сторону «Северного приюта». Но, спуск с более высокой и трудной Западной вершины по северному гребню оставался в ожидании своего часа.

31 июля 2004 года нижегородская группа в количестве 6 человек успешно спустилась на лыжах (и одном сноуборде) с Западной вершины Эльбруса по северному гребню и через день — с Восточной вершины, сделав «Эльбрусский дубль».

Основная часть

Наша команда ’04 оказалась очень разношерстной по возрасту: возрастной спектр был в диапазоне от 18 до 61 года. Впрочем, этот состав уже не в первый раз в горах вместе и мы хорошо знаем друг друга. Даже для представителей старшего поколения, которые имеют за плечами много вылазок в различные горные районы, поездка 2004 года во многом оказалась новой. Сама цель путешествия – спуск на лыжах с горы в разгар лета казалась для нас несколько необычной. Кстати, именно легкая абсурдность подобного дела – таскать в горах лыжи летом – и притормозила эту вылазку на пару лет… Однако, явный спортивный интерес и желание сделать что-то заметное первыми, да и просто любовь к горным лыжам – все же перевесили, и мы приняли окончательное решение.

В этот было решено отказаться от привычного поезда и услуг непредсказуемого местного трансфера и подъехать под самый Эльбрус на своих авто: выйти из них, красиво (если получится) вскинуть рюкзак на плечи и сразу углубиться в сплетение горных хребтов. Это, как мы его поняли в свое время, и есть «альпийский стиль» Ну, конечно, не все у нас получилось с первого раза именно так – часа три разгружались, разбирали коробки с продуктами и прочим барахлом, паковали мешки для заброски, но это уже детали…

Итак, семь человек и два джипа с громкими именами «Нива». Когда мы увидели багаж, который надо погрузить на машины, мы остолбенели. К традиционным палаткам, пуховкам, ледорубам, горелкам и продуктам добавились лыжи и лыжные ботинки, занимающие очень не мало места. Кто-то высказал идею: «А не сгонять ли в гараж за третьей машиной?» Идею признали оппортунистической и начали погрузку. Пытаемся найти свое решение хорошо известной человечеству задачи оптимальной загрузки предметов разной формы и размеров в ограниченный объем. После часа занятий багажной комбинаторикой, наконец, тронулись. Смеркалось…

Сразу выше поселка Хурзук кончается асфальтовая дорога, здесь встречаем палатку спасателей. Еще раз регистрируемся (до этого регистрировались в Черкесске) и объясняем цель нашего путешествия. Спасатель, милый парень, решительно не советовал соваться на лыжах на эльбрусские склоны и ясно давал понять, что он об этом думал, но печать в маршрутку все-таки поставил. Мы немного взгрустнули, но все-таки направили машины по дороге, ведущей к верхнему кошу в долине Бетиктебе. Дорога, красивым серпантином петляющая с берега на берег по великолепному лесу, оказалась раздолбанной лесовозами. На мостах через реку я просто закрывал глаза от страха (к счастью, что за рулем был не я). Несмотря ни на что, через некоторое время мы оказались у цели. Развлечения джипперов на Гребном канале в родном Нижнем нам теперь казались просто детской забавой. Мы уже чувствовали себя победителями. Смеркалось …

Акклиматизация

Акклиматизация – дело важное и для вылазки на Эльбрус абсолютно необходимое. Это как прививка: надо переболеть горняшкой, но не сильно и не в самый ответственный момент, но зато приобрести иммунитет для последующих подвигов. Поэтому мы решили отнестись к этому со всей серьезностью, да и заодно (чтоб не скучно было) побывать в тех уголках Приэльбрусья, где бывать еще не доводилось. Для начала, предстояло оттащить лыжи и недельный запас продуктов на перевал Балкбаши и зарыть их там, в камнях, но так, чтобы никто (кроме нас!) не нашел. Добро свое, такое негабаритное, закладывали камнями в полном тумане и полной уверенности, что всё это делается уже почти на перевале. Наивные люди … Все-таки заброску свою, хотя и не сразу, мы потом нашли, вернувшись за ней через неделю.

Иммунитет мы приобретали не торопясь (а куда торопиться? – мы же в отпуске), и доза вакцины оказалась приличной: сначала прошли по несложным перевалам западные долины в обход Эльбруса, вышли (через пер. Хотютау) на его южные склоны, и затем замкнули кольцо в обратном направлении, но уже по ледникам самого Эльбруса (через плечо Кюкюртлю и обширное Западное плато), поднявшись в итоге до 5000 м. Двухдневный траверс южных и западных полей Эльбруса закончили на симпатичном нунатаке, разделяющем верховья ледников Уллучиран и Карачул. К слову, он оказался очень кстати, поскольку при спуске на него уже почти смеркалось…

Лыжи/snowboard

Наконец мы на лыжной морене между ледниками Уллукол и Карачул. Уже принесены сюда и лыжи с перевала Балкбаши. Мы отдохнули и рвемся в бой. Первый день – вкатывание: пробуем снег, вспоминаем, что такое горные лыжи. Встали не рано и бодро тронулись вверх. Идем в связках, прощупывая трещины, запоминаем их. Назад придется спускаться без веревки. Отличная погода. Приподнятое (во всех смыслах) настроение. Увидели вдалеке седловину Эльбруса и решили, что поднялись уже высоко, пора спускаться. Надели лыжи, покатили вниз. Ощущение, что здесь никто никогда не спускался, переполняет душу радостью. Подъезжаем к морене в полном восторге. Только один этот спуск уже оправдал перетаскивание лыж через перевал и пару ледников.

31 июля. Встаем немного пораньше и бодро шагаем наверх. На склоне выше ледопада поняли, что нет единого мнения о дальнейшем пути подъема. Посовещались и решили выходить на Северный гребень Западного Эльбруса, который кажется однородным, в меру крутым и логичным. Взяв траверсом резко вправо, выходим на гребень и продолжаем идти прямо вверх. Высота набирается быстро, седловина уже где-то под нами, но идти все труднее… вершина никак не хочет показаться из-за перегиба. Склон здесь, вообще-то, уже не так располагает к катанию, как вчерашний: плотные снежные заструги чередуются с пятнами жесткой корки, а кое-где, напротив, рыхлый снег. Мысленно настраиваемся на строгую горнолыжную работу (вот чем особенно хороша правильная акклиматизация – при подходе к вершине кое-какие мысли в голове остаются!). Кратер Восточной вершины уже прямо напротив, даже кажется чуть ниже нас, а мы все еще на гребне… Идти все труднее, а Эльбрус приближается очень медленно. Неожиданно натыкаемся на обрывки палатки, торчащие из-под снега. Вспоминаем о погибших в этом году ульяновцах. Копать невозможно, снег утрамбован ветром. Отрезаем кусок палатки для того, чтобы внизу отдать его команде спасателей. Фиксируем это место на карте и продолжаем путь (как потом оказалось со слов спасателей, это были, по всей видимости, следы еще одной пропавшей группы, из Киева, а ульяновцы погибли заметно ниже, где-то под самой седловиной…).

Наконец (!), выходим на почти ровное обширное плато, на краю которого (противоположном от нас, к сожалению) виден небольшой пупырь, это и есть Западный Эльбрус. Огляделись вокруг, развязались и пошли дальше нестройной гурьбой, сразу растянувшись в редкую цепочку. Очень быстро юнга (нашему бордеру всего 18 лет) оказался далеко впереди всех. Как с веревки сорвался! Все-таки связки в горах полезны, восходители не разбегаются. Последние метры на Эльбрусе, как водится, самые тошные, но и они кончаются: пришли! Восемь часов мы затратили на этот подъем, учитывая количество барахла, которое пришлось тащить вверх, вполне пристойно. Небольшой вершинный камень обильно обмотан вымпелами и еще чем-то. Решили быть скромными «зелеными» и ничего не оставлять на вершине (да и не было у нас ничего лишнего!) Из любви к природе съели кем-то дружески оставленный сникерс (чтоб потом не тормозить, наверное), вымпелы есть не стали. Пока мы тащились по плато, устало радовались и фотографировались на вершине, налетела густая облачность, виды вокруг сразу пропали и даже что-то посыпало сверху. Очень захотелось поскорее вниз.

Щелкнув напоследок креплениями, быстро соскользнули с вершинного пупыря на плато, уже без восторженных прибауток. Молочная пелена скрыла детали склона и рельефа, снежные заструги непредсказуемо застучали по лыжам; в голове сумбур от осознания начала спуска с высочайшей вершины Европы (о котором мы мечтали с 1999 года) и того, что линять с нее сейчас надо очень быстро. Координации – никакой, лыжи как — будто с чужой ноги и едут почти сами по себе, сказывается высота и усталость. С квадратными глазами (пускай, через очки все равно не видно) подъезжаю к краю плато. Здесь собираемся в кучку и даем себе слово ехать строго по следам подъема, чтобы не потерять при такой погоде правильное направление (раньше времени с гребня съезжать совсем ни к чему, там ниже крупные берги и крутые склоны). Еще одно ключевое условие: все и всегда должны быть на расстоянии прямой видимости, а при такой видимости – просто рядом. Остаться одному на склоне снежного гиганта в сплошном облаке – этого не пожелаешь и врагу. Пытаюсь сосредоточиться и представить себе, что я возле станции «Мир», что на дворе – февраль, и что все как всегда. Катим вниз небольшими сериями крутых поворотов, никаких «отпустить лыжи и поддать» – нужен полный контроль над стиральной доской, которая под ногами.

Постепенно, с каждым метром спуска, ноги начинают слушаться, а лыжи нормально, без психоза, вести дугу. Аккуратно еду вниз. Где-то рядом скрежещут по фирну чужие канты, значит, все по плану. Останавливаюсь, чтобы сосчитать участников. За спиной неожиданно возникает облако снежной пыли, из нее вылетает лыжа и аккуратно ложится на склон. Вслед за лыжей возникает Алексей. Что случилось? Очевидно, что он в нашей команде самый техничный лыжник. К счастью, падение не принесло никаких неприятных сюрпризов. Как оказалось, крепление, затянутое на «11», расстегнулось при ударе лыжи об очередной снежный заструг (значит, все же «отпустил»!). И тут до меня доходит, почему я так замечательно качусь – я, очевидный технический аутсайдер нашей команды! У меня же новые лыжи Rossignol B2! Они отлично «заточены» под такой разнообразный склон: легко въезжают на неровности снега (заструги), проскакивают участки мягкого снега, отлично входят в поворот и прощают мне чрезмерное увлечение задней стойкой! Спасибо производителю! Труднее всего бордеру, снег для него слишком жесткий. Лицо постоянно сосредоточенное и сердитое. Вот если бы было полметра пухляка, он бы продемонстрировал свой класс! Галя, наша красавица (единственная женщина в команде) едет легко и непринужденно (как и положено красавицам) на своих широченных лыжах, хотя тащить их наверх было несладко. Володя — кинооператор заезжает вперед, останавливается и строчит из видеокамеры из положения стоя. Посмотрим, что он наснимает в такой обстановке.

Подъезжаем к нижней части гребня, где-то здесь нам надо уходить резко вправо. Погода немного улучшилась, в редкие разрывы облаков видны даже морены. Закладываем траверс и выезжаем на пологий участок между ледопадами, откуда вчера начинали спуск. Отсюда мы уже все знаем, видны наши следы, да и снег здесь заметно мягче. Теперь не заблудимся, надо быть только осторожным с редкими трещинами. Напрягаю свою память, вспоминаю их расположение. Базовая морена все ближе, и с каждым поворотом глаза постепенно опять становятся «по пять копеек», но уже от осознания того, что мы сделали это. Пусть пошла крупа и опять пропала «картинка», но уже ничто не может нам помешать насладиться последними дугами этого спуска. Все, приехали! Радостные крики, вопли, фотографирование! «Мы сделали это! Мы сделали это!»

А теперь время банкета. Погода снова наладилась, включилась сказочная картинка из серии «вечера на морене под Эльбрусом». Готовясь к банкету, сходили в холодильник за «Клинским» – комплекс ощущений простого человеческого счастья нарастает. Завхоз вынимает из рюкзака коньяк, шпроты, грибочки. Где он их взял? Он что, приволок это втихаря через перевал и ледники, чтобы порадовать нас в такую минуту? (Впрочем, это у него не впервой). Ну и здоровый у нас завхоз! А с виду не скажешь… Банкет продолжался, а эйфория, связанная с недостатком кислорода, добавляет еще несколько «оборотов» к сорока коньячным.

На следующий день просыпаемся поздно. Сегодня идем вниз для организации обеда на траве, все очень соскучились по ней. Заходим на северный приют, знакомимся с его обитателями. Обед удался (хотя для этого пришлось шлепать час вниз, а потом подниматься назад к палаткам): травка, ручеек, цветочки, запахи живой природы, удивительные каменные «грибы» вокруг.

2 августа. Нам показалось, что мы еще не наелись Эльбрусом и поэтому решили сходить и на вторую, восточную вершину. Тем более, что сноубордисты еще не спускались с Восточной на север, а нам не в облом поддержать нашего юнгу в его рекордных начинаниях. OK. Встали еще пораньше, и пошли еще бодрее. Погода отличная, хотя ветрено. Идти – одно удовольствие. Впереди увидели группу, поднимающуюся вдоль скал Ленца. Стало обидно: какие мы недисциплинированные — выходим позже всех! Около высоты 5000 вспомнили, что не плохо бы зайти на седловину между вершинами, ведь там должна стоять памятная доска в честь защитников Кавказа, установленная нами по велению парткома института в 1985г. Свернули в сторону седловины. Завхоз сегодня в ударе, топчет впереди ступени и меняться не собирается – ну и пусть топчет – нашим легче. Разглядываем северный гребень западной вершины, по которому спускались позавчера. Действительно, нашли нашу памятную доску, но, к сожалению, она упала. Откопали, установили, закрепили, сфотографировались, вспомнили юность (оплакивать ее не стали, уж больно ветрено здесь) и пошли на вершину: здесь уже есть тропа, натоптанная «южанами». По дороге обгоняем какой-то смурной народ (оказалось, японцы, только сильно прибалдевшие от нашей «Фудзи»), навстречу вниз идут австрияки, – в общем, весело тут, на крыше Европы в хорошую погоду!

На вершине в очередной раз залюбовались красотами Главного Кавказского хребта – сегодня не как позавчера на Западной, ясно до самых горизонтов. Панорама! Чуть приспустились и стали фотографироваться с лыжами и доской, упражняясь в нелепых позах. Подошла группа, поднимавшаяся вдоль скал Ленца. Значит, мы ее обогнали, видать уже «переакклиматизировались». Поговорили, пожелали хорошей погоды друг другу. И вниз! Широкие, пологие поля Восточного Эльбруса, свободные от трещин, манили к себе. Отличная видимость, великолепное настроение, хорошее катание. Увлекшись, двое из нас уезжают ниже базового лагеря на морене. Приходиться возвращаться с лыжами на плечах по раскисшему уже снегу, покрывающему потрескавшийся ледник.

И снова банкет. Во время банкета обсуждаем возможные новые маршруты спуска с вершин.

Ночью погода портится. Обидевшись на нее, утром собираем лагерь и уходим на кош к нашим машинам. Напоследок погода, баловавшая нас до этого, решила поиграть. Туман, ветер, мокрый снег. На леднике Уллучиран заблудились в тумане в зоне трещин. Бросили рюкзаки, сварили супчику, от этого прибавилось решимости бороться, и погода сразу отступила, показав нам перевал.

Домой

На следующее утро, искупавшись в нарзане, усаживаемся в джипы и начинаем последний этап нашего путешествия. Едем домой, отпуск идет к концу.

ВЛАДИМИР ЗОРИН

Самый первый след на северном склоне главной вершины Эльбруса
Лыжи нацелены на вершину
Бивуак на морене, проверка снаряжения
На вершине Эльбрус Западный
Спуск вдоль скал Ленца

От лица Rossignol.
Друзья! Рассказ Владимира Зорина публикуется в рамках конкурса «СВОИ». Если ты желаешь принять участие в конкурсе, прочитай правила. Ждем новых рассказов! Удачи!

ДРУГИЕ РАССКАЗЫ КОНКУРСА «СВОИ» 2007-08-02 17:54:23

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ